Наши статьи

19.02.2016

22 МИФА И СТЕРЕОТИПА ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ И ИХ ОБУЧЕНИИ

22 МИФА И СТЕРЕОТИПА ОБ ОДАРЕННЫХ ДЕТЯХ И ИХ ОБУЧЕНИИ

Юлия Андреевна Шевченко, Психолог, фасилитатор, тренер, Генеральный директор Центра развития одаренности


С

егодня даже страны с самыми продвинутыми экономиками озабочены поисками ресурсов, которые способствовали бы постоянному росту производства на основе передовых научных достижений, поэтому важной задачей становится поиск и развитие молодых талантов и преодоление препятствий на этом пути. Серьезной проблемой в странах Северной Америки, например, признается существование «мифов» об одаренности и обучении одаренных детей. В попытках преодолеть эти стереотипы делается многое: проводятся специальные научные исследования, ведется обсуждение в ключевых СМИ, организуется просветительская работа. Однако самые свежие исследования показывают, что сила предубеждений велика. Давайте посмотрим, о каких мифах чаще всего идет речь, и какие аргументы используются в процессе их развенчания.

МИФ 1: Одаренные дети все время читают, носят очки, слабы физически, не приспособлены к жизни, тяжело сходятся с окружающими (плохо адаптированы социально),

или наоборот,

МИФ 2: Одаренным ученикам очень комфортно в школе: они имеют возможность продемонстрировать успехи, получить признание и популярность среди сверстников.

РЕАЛЬНОСТЬ: Одаренные дети бывают очень разными в проявлениях, не связанных с одаренностью. Некоторые одаренные дети прекрасно чувствуют себя в любом обществе, а их учебные успехи вместе с другими личностными чертами делают таких учеников школьными «звездами». Однако надо заметить, что наличие какого-то дарования лишь предрасполагает к успехам, но не гарантирует их.

В то же время некоторые юные таланты частенько не разделяют интересов своих одноклассников или отличаются личностными характеристиками, затрудняющими адаптацию в группе. В результате многие одаренные дети могут оказаться в социальной изоляции: становятся «невидимками» или, наоборот, открыто конфликтуют с одноклассниками и учителями, получают ярлыки «зазнаек», «выскочек» или «ботаников». Это порождает множество внутри- и межличностных конфликтов и, конечно, плохо для самих детей, но делает соответствующие типажи очень выигрышными для некоторых жанров литературы и кино (вспомним хотя бы о Шелдоне из «Теории большого взрыва»), что работает на закрепление стереотипа в сознании людей.

МИФ 3: Одаренные дети всегда становятся образцовыми учениками: они хорошо ведут себя и получают хорошие оценки

…и его другая сторона –

МИФ 4: Ученики, которые получают плохие оценки, не могут быть одаренными.

РЕАЛЬНОСТЬ: На самом деле мы можем встретить очень разных в плане соответствия школьным требованиям одаренных учеников. Среди них бывают очень «удобные» для школы: они послушны, следуют указаниям и инструкциям, никогда не нарушают дисциплину и получают только лучшие оценки. Но другие, оставаясь одаренными, могут в то же время вести себя вызывающе, пренебрегать советами и указаниями, иметь учебные проблемы, быть дезорганизованными и не заинтересованными в собственном обучении. По данным исследователей многие интеллектуально одаренные ученики вообще не осваивают программу средней школы, до 12% одаренных детей имеют проблемы с чтением, а неуспевающие одаренные дети встречаются уже в 3 классе (8 лет). Корни этой проблемы могут быть разными для каждого ребенка. Одаренным детям может стать неинтересно и скучно, если обучение дается им слишком легко, что может вылиться в неприязнь к школе, другие учащиеся могут маскировать свои способности, чтобы попытаться «вписаться» в социальное окружение, нетерпимое к «ботаникам», а третьи могут иметь нарушения, ограничивающие успешное обучение и маскирующие их одаренность.

МИФ 5: Преподаватели любят одаренных учеников.

РЕАЛЬНОСТЬ: По данным североамериканских исследователей многие преподаватели не рады одаренным ученикам в своих классах. Это объясняется сложностями в поведении одаренных детей и необходимостью поиска индивидуального подхода в их обучении.

МИФ 6: Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут быть одаренными.

РЕАЛЬНОСТЬ: Различного рода ограничения (проблемы с органами движения, чувств, психологические, эмоциональные или неврологические проблемы) не исключают наличия одаренности. Однако ее проявления у таких детей еще сложнее идентифицировать, чем в общем случае. Особенности здоровья и признаки одаренности могут маскировать друг друга, делая носителя «среднестатистическим». Некоторые особенности считаются «нарушениями, препятствующими обучению», поэтому про возможность выявления одаренности у их обладателя речь не идет вовсе. Таких детей в современной зарубежной науке и практике называют «дважды исключительными», а поиск подходов к их развитию является одной из самых актуальных проблем прикладной психологии одаренности.

МИФ 7: Все дети одаренные, поэтому нет никакой необходимости в идентификации одаренных учащихся и в создании специальных программ для них.

РЕАЛЬНОСТЬ: У каждого ребенка есть уникальные качества, которые делают его личность ценной, и сильные стороны, которые составляют потенциал для успешной самореализации. Это не значит, однако, что все дети одаренные. Характеристика «одаренный» означает не «хороший» или «лучший». Она лишь подчеркивает, что по сравнению со сверстниками данный ребенок имеет более развитую способность учиться и применять знания в каких-то сферах, а значит, нуждается в особых образовательных программах и услугах.

Следующие три мифа (8, 9 и 10) занимают особое место в изученных нами материалах исследователей США и Канады. С одной стороны, они, упоминаются очень часто, а значит, действительно отражают убеждения значительной части людей. С другой стороны, попыткам развеять именно эти убеждения посвящается много усилий пропагандистов и популяризаторов специального обучения для одаренных детей.

МИФ 8: Намеренное выделение одаренных детей как особой категории приводит к проявлениям элитаризма и снобизма.

РЕАЛЬНОСТЬ: Программы обучения одаренных детей предназначены, чтобы помочь любым учащимся с высокими способностями, и на самом деле не существует доказательств того, что выделение групп учащихся в соответствии с их способностями является причиной подобных явлений. По результатам некоторых исследований было обнаружено, что участие в специальных программах для одаренных позволяет таким учащимся реально улучшить их способности взаимодействовать с социумом и сопереживать сверстникам, не выделяющимся высокими способностями.

Однако для существования этого мифа, как указывают исследователи, есть объективные причины: при отсутствии в некоторых штатах централизованной государственной системы поддержки одаренных детей возможности удовлетворения их особых образовательных нужд зависят только от «местных» денег и родительского спроса, поэтому специальные программы для одаренных зачастую могут позволить себе только школьные округа с высоким уровнем доходов, что и закрепляет в сознании людей связь между одаренностью, богатством и элитарностью.

МИФ 9: Одаренные дети являются выходцами из «элиты» – белых представителей высшего класса и верхушки среднего класса.

РЕАЛЬНОСТЬ: Одаренные дети встречаются в группах, выделяемых на основе любых этнических, расовых, культурных, образовательных, религиозных и социально-экономических критериев.

МИФ 10: Специальные программы для одаренных учащихся противоречат демократичности – все люди созданы равными.

РЕАЛЬНОСТЬ: На самом деле люди не равны по своим способностям и потенциалу. Верно только то, что все дети должны иметь равные возможности для образования, но это не значит, что сам процесс обучения должен быть одинаковым для всех: некоторым детям требуется более высокий темп обучения или более глубокое погружение, чем остальным.

Следующие три мифа (11, 12 и 13) связаны с применимостью показателя IQ в диагностике одаренности. Связанные с ним стереотипы по данным изученных нами исследований весьма распространены, ведь в образовательной практике Северной Америки этот критерий используется значительно шире, чем в отечественном образовании. Удивительно, но последний факт, несмотря на малую информативность IQ, иногда трактуется как недостаток российской образовательной системы.

МИФ 11: Одаренность можно легко «измерить» с помощью тестов интеллекта и тестов достижений.

РЕАЛЬНОСТЬ: Диагностика одаренности – очень трудное дело. Тесты IQ весьма ограничены в применении. Более того, какие-то дети могут быть одаренными, но показывают не очень хорошие результаты при тестировании: кому-то не хватает времени, кто-то плохо справляется со стандартизированными методиками.

МИФ 12: Одаренные учащиеся с одинаковым IQ имеют схожие интересы и способности.

РЕАЛЬНОСТЬ: Одаренные дети очень разные. Учащиеся с одинаково высоким уровнем интеллекта отличаются уникальными специфическими проявлениями их талантов.

МИФ 13: Уровень интеллекта обусловлен наследственностью и не меняется. Следовательно, одаренным учащимся не нужны никакие специальные услуги.

РЕАЛЬНОСТЬ: Все мы действительно наследуем определенные черты, в том числе, интеллект и некоторые таланты. Но их нужно развивать в течение жизни, чтобы полностью раскрыть связанный с ними потенциал.

Здесь нужно выйти за рамки аргументов, использованных в изученных исследованиях, и отметить, что, во-первых, степень наследуемости разных видов интеллекта еще не до конца изучена, а во-вторых, еще важнее учитывать, что интеллект, обусловленный наследственностью, определяет лишь часть потенциала ребенка (разную – в разных видах одаренности).

МИФ 14: Одаренные личности отличаются способностями во всех областях.

РЕАЛЬНОСТЬ: Все одаренные люди имеют различные сильные и слабые стороны – многосторонней одаренностью отличаются лишь немногие из них.

МИФ 15: Родители одаренных детей всегда понимают их.

РЕАЛЬНОСТЬ: Родители одаренных детей, как и родители других исключительных детей, во многих случаях испытывают тревогу и смятение из-за того, что их ребенок не является «нормальным».

МИФ 16: Все учителя знают, что такое одаренность, и могут легко распознавать одаренных детей.

РЕАЛЬНОСТЬ: Исследования показали обратное. Более половины (57%) всех опрошенных школьных учителей заявили, что в их школах нет НИКАКИХ одаренных учащихся. Описывая желательные характеристики «идеального ученика», учителя перечисляют преимущественно характеристики творческого ребенка. Преподаватели без какой-либо подготовки в области одаренности выявляют одаренных учащихся с эффективностью не выше, чем 50% (т.е. не лучше, чем, если бы они делали случайный выбор).

МИФ 17: Каждый учитель имеет соответствующую подготовку и навыки для того, чтобы работать с любыми учениками в классе, в том числе, с одаренными.

РЕАЛЬНОСТЬ: Хотя учителя пытаются реализовать индивидуальный подход ко всем учащимся, они часто бывают незнакомы с потребностями одаренных детей и не знают, как удовлетворить эти потребности в обычном классе. Исследования последних нескольких лет в США выявили, что 58% учителей не получили никакой профессиональной подготовки, связанной со специальным обучением одаренных детей; 73% учителей согласились с утверждением, что «самым выдающимся учащимся часто бывает не интересно в школе, мы не даем им шанса успешно развиваться». Лишь немногие из университетов Канады предлагают курсы, направленные на подготовку в области обучения одаренных детей. Исследователи отмечают, что подготовку в этой области получить исключительности трудно, т.к. в целом концепция «одаренности» вызывает у большинства людей неприятные чувства, связанные с поддержкой элитарности.

МИФ 18: Одаренные учащиеся могут развиваться сами и станут успешными вне зависимости от того, будет ли им уделено особое внимание.

Исследователи мифов называют этот стереотип «одним из самых вредоносных», провоцирующих неизмеримые потери потенциала всех тех учащихся, которые могли бы развиваться более успешно, если бы им уделялось особое внимание. Установлено, что множество гениальных детей бросают школу, не найдя для себя смысла в образовании. Другие исследования показывают, что до 59% одаренных учащихся работают ниже уровня, на который они способны. Опровергая тезис об отсутствии необходимости в специальном образовании для одаренных детей, исследователи подчеркивают, что даже выдающиеся спортсмены-олимпийцы готовятся к выступлениям не самостоятельно, а под руководством тренеров. Одаренные учащиеся, на их взгляд, также нуждаются в руководстве со стороны хорошо подготовленных учителей, способных создать условия для максимально эффективного раскрытия уникального потенциала каждого такого ребенка. 

Последние четыре мифа (19-22) связаны с подходами к обучению, при которых одаренные дети могут «перескакивать» через классы в соответствии с индивидуальным темпом освоения учебного материала (стратегия ускорения), или, оставаясь в «обычном» классе, рассматриваются как некий ориентир или даже ресурс для остальных учеников.

МИФ 19: Стратегия ускорения вредна для социального развития одаренных детей.

РЕАЛЬНОСТЬ: Академически одаренным учащимся нередко бывает скучно или некомфортно с их ровесниками. Исследования показывают, что одаренные младшие дети часто тянутся к более взрослым ученикам, которые похожи на их «интеллектуальных сверстников». В таких случаях должны быть предусмотрены возможности организации обучения, которые могут подразумевать ускорение, раннее начало обучения, возможность пропустить какие-то его ступени или окончить школу раньше. Данные канадских исследователей показывают, что дети, занимающиеся по программам ускоренного обучения, в большинстве случаев не имеют проблем с социальной адаптацией, как опасаются некоторые педагоги и родители.

МИФ 20: Наличие одаренных детей в обычном классе является для остальных детей стимулом, который способствует их росту, заставляет тянуться к более высокому уровню.

РЕАЛЬНОСТЬ: Согласно полученным данным, учащиеся, характеризующиеся низкой и средней академической успешностью, не рассматривают одаренных одноклассников в качестве ролевых моделей. Наблюдение за теми, кто ожидаемо легко преуспевает, не способствует формированию чувства уверенности в себе у тех, кто должен прикладывать много усилий ради успеха. В свою очередь, одаренные студенты не получают выгод от взаимодействия во время обучения со сверстниками, демонстрирующими более низкие учебные показатели, а теряют интерес, мотивацию и испытывают фрустрацию при необходимости ждать, пока их одноклассники «догонят» их в знаниях и умениях.

МИФ 21: Одаренным ученикам полезно учить других тому, что они уже знают сами.

РЕАЛЬНОСТЬ: Многим педагогам кажется, что, если какой-то «продвинутый» ученик осваивает стандарты обучения с большим опережением, будет логичным привлечь его к помощи в обучении других. Исследователи считают это неправильным подходом, поскольку такая логика предполагает, что одаренные дети не только эффективно учатся, но и обладают естественными «врожденными» навыками передачи своего опыта. Однако это не так. В подобных ситуациях дети, вынужденные играть роли наставников, часто испытывают дискомфорт и негативные эмоции, например, расстраиваются или раздражаются, что большинство обычных учеников не понимает того, что кажется им простым и легким. На самом деле сложно говорить о пользе для каждой из сторон: одни дети имеют дело с неподготовленным «наставником», другие – теряют время и силы, которые они должны были бы использовать для работы на своем, более продвинутом уровне.

МИФ 22: Программы для одаренных детей хороши для всех учащихся.

РЕАЛЬНОСТЬ: Некоторые передовые педагогические принципы и подходы, которые начинают использоваться при обучении одаренных учащихся раньше, чем в остальных сферах прикладной педагогики, могут обогатить любые образовательные программы. Например, обучение навыкам дивергентного мышления (способность находить множественные решения задач и проблем) полезно для всех детей. В то же время настоящие серьезные программы для работы с одаренными учащимися отличаются еще и глубоким погружением в материал, опорой на сложные мыслительные операции, особыми подходами к мотивации, что не делает такие программы универсальными.

Этот материал подготовлен на основе анализа исследований, опубликованных в недавнем прошлом в США и Канаде.


Возврат к списку