Наши статьи

26.02.2016

ОДАРЕННОСТЬ - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Одаренность – гендерные стереотипы

Юлия Андреевна Шевченко, Психолог, фасилитатор, тренер, Генеральный директор Центра развития одаренности


П

ериод между праздниками, которые, несмотря на свое реальное содержание, часто отмечаются как «мужской день» и «женский день», мы выбрали, чтобы поговорить о различиях в отношении к мужской и женской одаренности.

Материалы многочисленных зарубежных исследований свидетельствуют о том, что взрослые, руководствуясь устойчивыми представлениями о возможностях и потребностях детей, создают различающиеся условия для развития мальчиков и девочек уже в самом раннем возрасте. В определенной степени это подтверждается, например, опытом работы магазинов развивающих игр и игрушек, действующих при нашем Центре: игрушки ярко выраженной развивающей направленности по наблюдениям сотрудников выбираются для мальчиков чаще, чем для девочек.

Исследований, организованных по всем нормам экспериментальной науки, мы, правда, пока не проводили, поэтому в этой статье расскажем о других, уже доказанных учеными фактах.

Исследователи предполагают, что даже родители самых маленьких детей могут задавать различные условия для развития потенциала мальчиков и девочек:

1.            По полученным данным детские комнаты мальчиков характеризуются более богатой развивающей средой.

2.          Мамы сильнее контролируют девочек на прогулках: держат ближе к себе, ограничивают в некоторых видах игровой активности. Мальчикам предоставляется больше самостоятельности.

3.          Маленькие девочки вообще чаще ограничиваются взрослыми в проявлениях любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению и в других подобных видах активности.

Многочисленные исследования отношения учителей к одаренности мальчиков и девочек и их поведению в рамках учебного процесса позволили зафиксировать существенные различия:

4.          Учителя легче идентифицируют одаренных мальчиков, но в предсказании результатов девочек (например, при тестировании) менее точны: склонны ожидать более низких результатов, чем те, которые в итоге демонстрируются.

5.           От мальчиков учителя ожидают проявления математических, логических способностей, успехов в естественных науках, а от девочек ждут больше достижений в искусстве, языках, литературном творчестве. Проявление одаренности в «не своей» области некоторые учителя оценивают как нетипичное.

6.          И мальчикам, и девочкам сложнее быть идентифицированными как одаренные в «нетипичной» области.

7.           Наличием способностей успехи своих учеников учителя объясняют в 58% случаев для мальчиков и только в 33% для девочек.

8.          Одинаковое активное поведение девочек и мальчиков в процессе интеллектуальной учебной деятельности (выкрики с места, попытки дать ответ, не дослушав вопрос, и тому подобное) трактуется, если речь идет о девочках, как неадекватно агрессивное и напористое (девочки существенно чаще получают замечания за подобные действия).

9.          Участвуя в исследованиях, учителя часто называют в качестве поведенческих признаков одаренности такие проявления, демонстрацию которых девочками эти же педагоги характеризуют как нечто, выходящее за рамки допустимого (готовность активно отстаивать свое мнение, отказываться делать то, что кажется скучным, словесный и физический «бунт» и так далее).

10.     Вообще у адаптированной и социализированной девочки (и особенно у девочки «хорошей» по критериям многих педагогов) относительно мало шансов быть идентифицированной в качестве одаренной.

11.       Учителя, принимающие участие в исследованиях, часто высказывают мнение, что в целом одаренность – редкое явление, а одаренные девочки встречаются еще реже, чем одаренные мальчики, и их сложнее идентифицировать как одаренных. Так, педагоги начальных классов обычных школ с опытом преподавания 10 и даже 20 лет сообщали, что никогда не учили одаренных девочек.

12.      Учителя более серьезно относятся к оценке работ мальчиков: дают более развернутые и «полезные» комментарии, более неформально подходят к оцениванию. Вопросам мальчиков в процессе обучения также уделяется больше внимания.

13.      Учителя описывают для своих учеников-мальчиков более сложные сценарии будущего: важным компонентом в них является карьера, в описаниях чаще используются слова «власть», «статус», «инновации», «приключения», «риск».

14.      Учителя чаще используют способных девочек в организации помощи их менее успевающим сверстникам (О критике этой формы работы с одаренными детьми мы писали в статье «22 мифа и стереотипа об одаренных детях и их обучении»). Мальчики получают возможность быть более автономными, не распыляться на рутинные задачи и быть более сосредоточенными на самосовершенствовании.

15.      Описывая одаренных детей с проблемами диссинхронии (неравномерного развития), учителя высказывают озабоченность по поводу разных видов асинхронности: когда у девочек хорошие когнитивные способности не дополняются социальными потребностями (помогать другим, принимать за них ответственность и т.п.), и когда у мальчиков при хороших когнитивных возможностях недостаточно развита координация движений, ловкость, сила и т.п.

Под влиянием объективных факторов и на фоне различий в поддержке, которую оказывают взрослые одаренным детям, у самих мальчиков и девочек также складывается разное отношение к своим способностям:

16.      У девочек фиксируется более низкий уровень признания и принятия собственных способностей.

17.      Уже в средней школе девочки чаще, чем мальчики, склонны избегать демонстрации выдающихся интеллектуальных способностей и ищут способы «не выделяться».

18.     Девочки чаще, чем мальчики, считают, что быть умными плохо. Девочки, имеющие яркий талант, часто тревожатся и опасаются, что это приведет к возникновению у них проблем и сложностей в социальной сфере.

19.      У одаренных девочек чаще, чем у мальчиков, формируется сложный комплекс психологических проявлений, включающий перфекционизм, постоянное беспокойство в связи с совершенными и возможными ошибками, озабоченность по поводу родительских ожиданий и родительской критики, стремление «угодить» не только родителям, но и учителям, и сверстникам и т.п. Этот комплекс может серьезно осложнять их жизнь и в детстве, и во взрослом возрасте.

20.    Девочки чаще склонны избегать конкуренции или ситуаций соревнований, причем не из-за страха проиграть, а из-за дискомфорта, связанного с возможностью победы «за счет» своих соперников.

21.      В результате исследований выявились определенные различия в характере притязаний. Например, достойными хорошей карьеры считают себя только девочки, которые признаются в трудолюбии, в то время как мальчики реже связывают свое право на хорошее профессиональное будущее со своей склонностью много и целеустремленно работать.

22.    Мальчики чаще приписывают свой успех врожденным способностям, в то время как девочки называют свой успех результатом своих усилий. Оборотной стороной является оценка неудач: когда девочки терпят неудачу, они чаще видят в этом результат своих низких способностей, в то время как мальчики рассматривают неуспех как результат меньших усилий. Это позволяет мальчикам использовать защитный механизм для неудач «я просто не старался, вот постараюсь, и тогда…».

23.    Девочки вообще чаще утверждают, что они показали хорошие результаты благодаря удаче или потому, что их оценили некорректно (завысили реальную оценку).

Множество перечисленных выше фактов свидетельствует о том, что одаренность девочек часто остается незамеченной и в результате может угасать, не получив необходимой поддержки. В то же время отношение к одаренности мальчиков совершенно не гарантирует каждому из них благоприятного психологического прогноза:

24.    Более высокая вероятность быть ошибочно идентифицированными как одаренные, повышает для мальчиков вероятность проблем, связанных с неоправданными ожиданиями, притязаниями и нереализованными амбициями.

25.     Заметное давление могут испытывать и мальчики, проявляющие одаренность в «типичной женской» сфере.


Возврат к списку