Наши статьи

09.02.2016

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Интеллектуальное стимулирование

Юлия Андреевна Шевченко, Психолог, фасилитатор, тренер, Генеральный директор Центра развития одаренности


В

 процессе работы над статьей про ранние признаки одаренности в одном англоязычном источнике столкнулась с мыслью о необходимости дополнительного интеллектуального стимулирования одаренных детей-дошкольников и представленными там упражнениями, которые родители могут предложить детям в ходе обычного ежедневного общения и совместных игр.

Поскольку дополнительное интеллектуальное стимулирование не помешает детям-дошкольникам разных уровней развития, я немного обработала эти упражнения и выкладываю их здесь. Они позволят разнообразить какие-то известные игры, с пользой провести время в очереди ко врачу или во время поездки в транспорте, могут послужить основой для дальнейшего педагогического творчества.

🔷 Сравнение и сопоставление 🎈💡

Спрашивайте ребенка, что общего между любыми парными объектами (животными, людьми, предметами, сказками, мультфильмами, блюдами и.т.п.) и чем они различаются. Для сравнения можно предложить объекты, которые непосредственно находятся в зоне вашего внимания или обратиться к памяти ребенка.

🔷 Правила группировки 🚙🚗🚕

Попросите ребенка разделить на группы конкретные или, если ребенок может, абстрактные объекты: людей, игрушки, напитки, предметы одежды, различные геометрические формы, предметы посуды, книги, времена года, эмоции (можно использовать картинки с мимическим выражением эмоций) и т.д.

Попросите ребенка объяснить, почему он распределил объекты так или иначе. Спросите, можно ли сгруппировать объекты другим способом. Если ребенку сложно самому понять суть действия классифицирования попробуйте показать ему, как это делается на примере группы объектов, которые можно разложить разными способами. Например, возьмите несколько машинок и покажите, что их можно разложить в соответствии с цветом. Попросите ребенка разложить их, ориентируясь на другие критерии (он может выбрать варианты: пластмассовые-железные, большие-маленькие, легковые-грузовые, подаренные разными людьми и т.п.).

🔷 Догадки 💭

Попросите ребенка угадать, что будет дальше при просмотре телепередачи (мультфильма, сказки), при чтении книги и т.п. Предложите ребенку поразмышлять о более сложных вещах: предположить, о чем вы думаете, почему кто-то (знакомый человек, герой мультфильма, сказки) поступил так или иначе, что чувствуют те или иные люди, животные, герои в разных ситуациях и т.п.

🔷 Что будет? Что было бы? ⛅

Попросите ребенка, что произойдет, если, например, оставить листок бумаги на улице на траве, положить кусочек сахара в воду, спросите, что, по мнению ребенка, произойдет с отправленным письмом, что было бы, если бы люди умели летать, что может произойти с человеком, если он разозлится на всех друзей и т.д.

Поменяйтесь ролями с нормальным любопытным ребенком – задавайте множество вопросов, как и почему происходит что угодно (по его мнению). Что-то останется просто фантазиями (о чем думает какой-то посторонний человек или, например, собака), а реальные факты вы можете выяснить вместе.

🔷 Мозаика 🐰

Попросите ребенка назвать несколько животных, которых он знает. Затем попросите его пофантазировать и придумать воображаемое животное, скомбинировав несколько частей (голова одного животного, ноги другого, туловище третьего). Можно проиллюстрировать фантазию рисунком или отобразить полученный образ в пластилине.

Затем можно попросить рассказать о получившемся животном, а также попросить ответить на вопросы: что может/не может делать это животное, где оно может жить, что может есть и т.п. То же упражнение можно проделать, комбинируя части предметов мебели, посуды, одежды, игрушек, транспортных средств, элементы сказок и т.д.

🔷 Запиши историю 🎤

Покажите ребенку, как использовать предметы для звукозаписи (разные виды простых диктофонов) и попросите его, когда вы выйдете, рассказать и записать историю, придумать песенку или пройти по дому (вокруг дома, на участке) и записать рассказ о том, что он увидит. Интересную роль может сыграть тот фактор, что ребенок выполняет это упражнение в отсутствии взрослых.

🔷 Собственный супергерой 🙇

Попросите ребенка придумать собственного супергероя, какого еще не было, самостоятельно пофантазировать об этом супергерое некоторое время (возможно, нарисовать его, чтобы было проще о нем думать), а потом рассказать вам о нем: дать имя, поведать о его биографии, подвигах, и т.д. Если Вашему ребенку не близка тема супергероев, то можно придумать суперволшебника, волшебное животное, сказочный предмет (типа ковра-самолета, скатерти-самобранки и т.п.).

🔷 Дорисуй ✏

Дайте ребенку листы бумаги с ничего не значащими линиями (отрезками, волнами, кружками, закорючками, зигзагами и т.п.). Попросите ребенка подумать, во что можно превратить эти символы, дорисовать картинки, чтобы получилось, что он захочет, а затем рассказать Вам о получившихся образах.

🔷 Творческая еда 🍰🍳🍝

Попросите ребенка создать вместе с вами интересное блюдо, предложив сначала придумать название для него (например, лесное желе или каша курочки Рябы). Пофантазируйте, какой суп мог бы есть любимый герой мультфильма и т.п.

🔷 Деньги, деньги, деньги 💰

Поговорите с вашим ребенком об использовании банкнот и монет. Можно поиграть с ним в магазин, используя в качестве товаров какие-то вещи из кладовки и настоящие деньги (банкноты можно взять сувенирные, почти во всем похожие на настоящие, а монетки можно отмыть и продезинфицировать, чтобы ребенок мог ими свободно играть). Позволяйте ребенку совершать самостоятельные покупки, когда он находится вместе с вами в магазине, делайте вместе простые практические расчеты: например, подсчитайте примерную стоимость блюда, которое вы приготовили, и проиллюстрируйте ее настоящими (или условно настоящими) банкнотами и монетами. Сравнивайте стоимость разных предметов.

🔷 Узнавание форм 📚⭐

Спросите ребенка на какие фигуры (или объемные тела, которые знакомы ребенку) похожи предметы вокруг него: книга, пакет молока, тарелка. Попросите группировать предметы по признаку формы (назвать все предметы вокруг вас, похожие на круг, на шар, на прямоугольник) и т.д. Предложите поразмышлять, почему используется та или иная форма (например, для пакетов молока), что будет, если какие-то предметы будут непривычной формы (круглые дома, треугольное одеяло и т.п.).

🔷 Математика на лестнице 🍏+🍏=🍏🍏

Отметьте как-нибудь ступеньку на лестнице примерно в середине. Присвойте ей определенное математическое значение, которое можно отразить, используя конкретные предметы («представь, что, если ты стоишь на этой ступеньке у тебя три яблока»). Покажите, что если спуститься на ступеньку вниз, то потеряешь одно яблоко, а если подняться на ступеньку вверх, то получишь еще одно яблоко. Попросите ребенка показать, на какой ступеньке он будет стоять, если получит еще три яблока, если раздаст четыре яблока, если ему подарят столько яблок, сколько пуговиц на его рубашке и т.д. Встаньте на несколько ступенек выше или ниже и спросите, что ему нужно сделать с имеющимся количеством яблок, чтобы оказаться с вами на одной ступеньке.


Возврат к списку