Наши статьи

10.03.2016

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА: ЗАМЕТИТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ

Основные признаки одаренности ребенка: заметить, чтобы помочь

Юлия Андреевна Шевченко, Психолог, фасилитатор, тренер, Генеральный директор Центра развития одаренности


П

очти 20 лет назад уникальный коллектив российских ученых провел огромную работу по обобщению научных знаний об одаренности и представлению их в виде, удобном для организации обучения таких детей.

В числе прочего авторам удалось свести все разнообразие поведенческих признаков, которые могут свидетельствовать об одаренности ребенка, к двум основным группам. Это позволяет педагогам получать более структурированную и полезную информацию о деятельности детей, наблюдая за ними во время учебных и внеклассных занятий.

Могут ли родители опираться на эту систему признаков, чтобы оценить потенциал своих детей и создать благоприятные условия для его развития? Да, некоторые описанные учеными проявления одаренности можно разглядеть уже в относительно раннем возрасте. Для развития других качеств нужно время, но, чтобы случайно не нарушить механизмы их формирования, хорошо бы представлять, о чем идет речь. Поэтому давайте попробуем разобраться, какие особенности поведения скрываются за описаниями, сформулированными учеными, и как можно использовать эту информацию, взаимодействуя с детьми еще до их поступления в школу.

Первая группа («инструментальные» признаки) – особенности ребенка, которые выступают как средства, инструменты, позволяющие достигать успеха.

1. Важными особенностями деятельности исследователи назвали проявление ребенком деятельности собственных уникальных стратегий и стилей. Эффективные стратегии позволяют справляться с определенными задачами (интеллектуальными, художественными, спортивными и т.п.) быстрее и лучше других, придумывать свои способы выполнения каких-то действий, предлагать неожиданные идеи.

Собственный стиль позволяет отражать в какой-то деятельности свою индивидуальность и делает ее продукт особенным, интересным. Конечно, для формирования стратегий и стилей нужно определенное время, а главное – опыт соответствующей деятельности. Однако из описания этих поведенческих проявлений следует несколько важных выводов, которые следует учитывать взрослым, имеющим дело даже с очень маленькими детьми:

·         Необходимым условием формирования стратегий и стилей деятельности является возможность проявлять активность в разных сферах: интеллектуальной, двигательной, художественной, организационной, социальной. Пространство, окружающее ребенка, должно быть доступным для освоения разными способами. Хорошо, если оно предоставляет ребенку возможности для различных видов нерегламентированной (не по инструкции) активности: в свободном доступе должны быть материалы для творчества, конструирования, экспериментирования, предметы, которые можно классифицировать, сравнивать, использовать в построении логических рядов. Все эти возможности не обязательно затратны: рисовать можно на обратной стороне самых недорогих бумажных обоев, конструировать – из любых подручных материалов, необходимую физическую активность реализовывать в строительстве башен из подушек и их преодолении.

·         Формирование индивидуальных подходов к деятельности не может происходить в условиях жестких ограничений, тотальной регламентации или – с другой стороны – в ситуации гиперопеки. Как индивидуальность ребенка может проявиться в его деятельности, если любая активность регулируется жесткими инструкциями или, если в каждой ситуации выбора способа действия малыш немедленно получает подсказку или помощь? Предоставляете ребенку возможности делать самостоятельный выбор, иметь собственное мнение, попробовать разные (даже непривычные, необычные) способы действий, право принимать решения, ошибаться, делать неожиданные вещи. Конечно, это не означает, что правил в жизни ребенка не должно быть вовсе. Важен баланс.

·         Позволяя ребенку иметь и отстаивать свое мнение, просите его (если, конечно, он уже владеет речью) аргументировать эти действия. Во-первых, это полезно и для развития самого малыша, и для ваших с ним взаимоотношений. А во-вторых, если ребенок может объяснить, почему хочет действовать так, а не иначе, проще понять, что речь действительно идет о здоровом пути формирования индивидуальности, а не об избалованности, патологическом упрямстве или невротических проявлениях, которых могут опасаться взрослые.

2. Даже довольно маленькие дети обладают определенным багажом знаний. По мнению ученых, их структура у одаренного ребенка позволяет ему яснее, чем другим, видеть закономерности и взаимосвязи предметов и явлений. В какой-то мере это качество является врожденными, но ведь для развития любого задатка нужны благоприятные условия. Поэтому если вы в ходе обычной жизни, играя и общаясь с детьми, будете учить его замечать параллели между явлениями, искать и отмечать закономерности, строить предположения, делать прогнозы и выводы и т.п., это пойдет на пользу любому ребенку. Не исключаю, кстати, что привычка смотреть на окружающий мир таким образом сослужит хорошую службу и взрослым.

3. Еще одним проявлением особой структуры знаний одаренного ребенка является их «клейкость»: ребенок способен дополнять имеющиеся знания информацией, которую он, как может показаться, впитывает просто из воздуха. Стимулировать «клейкость» нет нужды. Порекомендую лишь постараться, соблюдать вокруг ребенка «информационную гигиену»: мало ли, какой мусор может «прилипнуть» к его сознанию.

4. Особенности обнаружены не только в структуре, но и в содержании знаний одаренных детей: большое место в нем занимают метакогнитивные и так называемые «процедурные» знания. Говоря проще, это представления не о самом окружающем мире, а об организации способов его познания, освоения и преобразования – знания о том, как получать ту или иную информацию, «с какой стороны подходить» к музыкальным или рабочим инструментам, как распределять время и т.п.

Приобретению таких знаний можно и поспособствовать: показать ребенку, как работать с энциклопедиями, поисковыми системами в Интернете, научить планированию, основам исследовательской и проектной деятельности и т.п. Прививать интеллектуальную культуру и уважение к умственному труду стоит с самого раннего детства.

5. Еще одной особенностью усвоения информации одаренным ребенком является использование метафор как способа их обработки: сталкиваясь с новым знанием, ребенок опирается на понятные лишь ему ассоциации, «упаковывает» знание в образную форму. Поскольку механизм метафорического мышления очень тонок, искусственно вмешиваться в его стимулирование я не советую. Просто не удивляйтесь, если время от времени любимое чадо будет сообщать вам: «знаешь, мир похож на самовар» или «совесть – это как колесо без машины». Отмахнуться от таких рассуждений, назвать их глупостями или посмеяться – очень плохое решение. Лучший вариант – предложить ребенку пояснить свою мысль или проиллюстрировать ее наглядно: картинкой, моделью и т.п.

6. Последней особенностью, характеризующей инструментальный аспект поведения, называют своеобразие динамики усвоения информации одаренными детьми. Здесь возможны два основных варианта. Дети первого типа овладевают знаниями в ускоренном темпе, и это, конечно, не вызывает сложностей с трактовкой: если ребенок быстро «схватывает» информацию, легко заподозрить в нем одаренного. Задача взрослых в этом случае, главным образом, состоит в том, чтобы условия обучения соответствовали повышенным возможностям ребенка, иначе он может заскучать.

Однако существует и другой тип, при котором сначала наблюдается замедленный темп усвоения знаний, а затем – резкий качественный скачок, который выводит ребенка на заметно более высокий уровень. В этом случае какое-то время может даже казаться, что ребенок обладает меньшими способностями, чем большинство детей. Стимулировать или спрогнозировать прорыв очень сложно, поэтому важно просто обеспечить ребенку необходимую поддержку и психологический комфорт.

Вторая группа («мотивационные» признаки) – особенности ребенка, которые отражают его отношение к познавательной деятельности и к познаваемому мируnUbJT3HO6QM.jpg

1. Первый признак этой группы может наблюдаться уже в очень раннем возрасте (хотя это и не обязательное условие). Заключается он в повышенной избирательной чувствительности к определенным сторонам окружающего мира (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.п.) или к каким-то формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.). Как правило, встреча с такими объектами вызывает еще и переживание эмоции удовольствия.

«Избирательная чувствительность» может проявляться по-разному: самые младшие дети могут, например, дольше обычного задерживать внимание при рассматривании определенных картинок, особым образом реагировать на музыку какого-то жанра или проявлять явные предпочтения в выборе игрушек. Родители в таких случаях рассказывают: «у моего при виде картинки с животными аж дыхание перехватывает от восторга!», или «моя всегда хохочет, когда ей читаешь Барто – другие стихи такой реакции не вызывают» или «мое чадо обожает все, что связано с водой: плавать, умываться, отпусти – и в аквариум залезет!».

Более старшие дети могут демонстрировать приверженность определенному типу игрушек (например, предпочитая игрушки технической направленности или логические игры) или виду деятельности (тогда родители замечают, что ребенок часами может рисовать или бесконечно играть со словами).

Помните о «клейкости»? Избирательность может проявляться, в том, что «приклеиваются» к предыдущим лишь знания из области, к которой ребенок чувствителен. Если такое качество проявляется, наблюдения помогут нам получить ценную информацию. Конечно, рассматривать ее следует лишь как определенный ориентир, а не как прямое указание на будущую профессию, и отдельно хочу заметить, что даже при ярко выраженной чувствительности взрослые должны оставлять для ребенка полностью открытыми возможности развиваться во всех направлениях.

2. Пожалуй, самым очевидным свойством одаренного ребенка является повышенная познавательная потребность. Исследователи даже назвали ее «ненасытной любознательностью». О том, как важно все-таки пытаться ее насытить, сказано, наверное, в каждой первой книге для родителей. Остановлюсь на другом моменте: очень важно сделать так, чтобы повышенная познавательная потребность естественным образом совместилась с удовольствием от умственного труда и готовностью к организованной учебной деятельности.

Очень часто, не думая о последствиях, взрослые в присутствии ребенка или даже в разговоре с ним сокрушаются о тяжелой доле современных детей, вынужденных с самых ранних лет мыкаться по развивающим центрам, чтобы попасть в «хорошую школу», о том, что и в школе бедолаг ждут лишь тяжкий труд, лишения и суровые ограничения. Дети прекрасно «сканируют» подобные настроения, даже если не участвуют в этих беседах напрямую. Как будет относиться к занятиям ребенок, растущий в условиях такого отношения к учебе? С какими ожиданиями он пойдет в школу? Каким образом он сможет удовлетворить свои познавательные потребности в школьном возрасте, воспринимая необходимость учиться как наказание?

Провоцируемые такими ситуациями внутренние конфликты маленьких учеников, в том числе изначально одаренных, к сожалению, совсем не редкость. С этих позиций очень важен и выбор первого учителя: это должен быть не только технологически (методически) подготовленный профессионал, но и человек, способный сохранить веру ребенка в то, что учеба – это не только труд, но и множество ярких открытий, интересных дел и увлекательных событий.

3. Если избирательная чувствительность ребенка и его познавательные потребности бережно поддерживаются взрослыми, если ребенок имеет возможность практиковаться в привлекательной для него деятельности, то его интересы могут превратиться в склонности, что позволяет более отчетливо представить себе способы удовлетворения образовательных потребностей сына или дочки (выбор школы, кружков, форм организации досуга и т.п.).

Если вы четко представляете, какими именно склонностями характеризуется ваш ребенок – и вам, и ему очень повезло. Если ребенок, «кажется, любит все, что связано с техникой» или, если он «скорее гуманитарий, чем математик», вы говорите не о склонностях. Их сложно не заметить или неправильно оценить, ведь склонности – не просто то, что ребенок любит, а то, чем он любит заниматься. Следование этому выбору – лучшее, что можно сделать для одаренных детей, в свою очередь, идущий по такому – естественному – пути ребенок чаще всего проявляет в выбранной деятельности и упорство, и трудолюбие.

4. Еще одним интересным признаком, характеризующим многих одаренных детей, является предпочтение ими парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных типичных заданий и готовых ответов. Это важное отличие, ведь большинство людей предпочитает иметь дело с предсказуемой, понятной и простой окружающей действительностью.

Что из этого следует? Необходимость создавать для ребенка такие условия, в которых ему было бы комфортно и нескучно. Учиться вместе с ним видеть прекрасное в неопределенном и противоречивом. Кстати, многие исследователи в качестве конкретного проявления одаренности в раннем возрасте называют «взрослое» чувство юмора, основанное именно на чувствительности к парадоксам. В качестве примера приводится заливающийся смехом младенец, наблюдающий за взрослым, который ищет расположенные на собственной голове очки.

Специфические предпочтения в юмористической сфере характеризуют и одаренных взрослых: научный юмор – широко известное и очень развитое явление, в котором даже выделяются отдельные течения, основанные на специфических шутках математиков, физиков, химиков и т.д. Заглавная картинка, которую вы, наверное, до сих пор не могли приложить к этому тексту, как раз, иллюстрирует образец такого юмора – «парадокс кошки с маслом».

5. В завершение мы рассмотрим целый ряд проявлений, свойственных многим одаренным детям: высокую требовательность к результатам своего труда, склонность ставить сверхтрудные цели, настойчивость в их достижении и в стремлении к совершенству. Как психолог, работавший со множеством одаренных детей, хочу отметить, что эти качества представляют собой очень тонкие материи, и полезны они лишь тогда, когда находятся в состоянии здорового баланса. К сожалению, нарушить его очень легко, что приводит к проблемам с самооценкой и системой притязаний, развитию вредного перфекционизма, «самоедства» и т.п. Свою негативную роль может сыграть даже неосторожное слово. Однако могу предложить и некоторые ценные профилактические средства.

Учите ребенка с раннего детства анализировать, объективно оценивать результаты своей деятельности и доверять своему мнению. Никогда не сравнивайте его с другими детьми – оценивайте только его собственную динамику. Говоря об успешности и неуспешности, обсуждайте лишь результаты деятельности, ее продукт, приложенные усилия и никогда – личность ребенка. Ни при каких обстоятельствах он не должен думать, что отношение взрослых к нему (и особенно – любовь и приятие со стороны родителей!) зависит от результативности его деятельности. Вообще эта тема настолько важна, что, пожалуй, заслуживает и отдельного разговора, который обязательно состоится, а некоторые эмоциональные и мотивационные проблемы одаренных детей, обусловленные их гендером (полом), мы уже рассматривали – в обзоре «Одаренные мальчики и девочки: 25 фактов о различном отношении».

В заключении этой статьи хочу заметить, что проявление описанных признаков даже во всем их разнообразии еще не гарантирует какой-то глобальной успешности ребенка, а в поведении детей, демонстрирующих явную высокую одаренность, не обязательно будут проявляться все перечисленные качества. Однако предложенная систематизация особенностей одаренных детей предоставляет более-менее твердую почву, на которую можно опираться и родителям, и педагогам, желающим понять, имеют ли они дело с одаренностью, выявить уникальные потребности одаренных детей, создать необходимые условия для безопасного и эффективного развития каждого ребенка.


Возврат к списку